«Когда люди обмениваются идеями, каждый из них становится в два раза богаче», – эту мысль английского драматурга Джорджа Бернарда Шоу процитировала директор СОШ № 11 Наталья Михеева в ходе республиканского семинара «Смарт-школа: Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе», приглашая к сотрудничеству учителей республики, внедряющих в школах электронное образование.
Заведующая сектором информационного образования Министерства образования Республики Башкортостан Гульсем Кутлова, выступившая на семинаре, отметила, что сегодня многие школы стараются системно развивать электронное образование. Но необходимо, чтобы использование средств информационно-компьютерных технологий стало нормой для всех участников образовательного процесса. А для этого, по словам Гульсем Рашидовны, нужны три столпа: материально-техническая база, электронные учебники и кадровый ресурс. Именно расширению знаний и навыков педагогов и был посвящен семинар.
Его участникам было предложено посетить пять мастер-классов: по математике, биологии, химии, физике и истории.
– Кабинеты нашей школы, в которых изучают эти предметы, в полной мере оснащены электронным оборудованием, – пояснила Наталья Михеева. – В кабинете математики имеется интерактивная доска, истории – мультимедийное оборудование и документ-камера, биологии – электронный микроскоп, химии и физики – электронная лаборатория «Архимед». В рамках открытых уроков мы постарались продемонстрировать коллегам, как группа детей фрагментарно по определенным темам пользуется конкретными ресурсами.
Особенно популярна в электронном образовании, по словам Натальи Владимировны, РОСТ-технология, предназначенная для управления качеством подготовки обучающихся на основе информационно-коммуникационных технологий. Эту методику продемонстрировала на своем мастер-классе учитель физики Ольга Боронина. А преподаватель истории Татьяна Суслова на уроке по теме «Крым в истории России» наглядно показала возможности другой диагностической программы – «Вотум».
– Эта программа подразумевает проверку как выполнения домашнего задания, так и усвоения нового материала, – рассказывает Татьяна Васильевна. – Учащиеся должны ответить на вопросы трех уровней сложности, как на ЕГЭ: выбрать один вариант из нескольких предложенных, определить последовательность и найти соотношение фактов. Отвечая, ученики используют пульты, результат фиксируется, на доску выводятся все ошибки и недочеты, и сразу выставляется оценка.
На мастер-классе по истории дети посмотрели фрагменты документальных фильмов; самостоятельно вышли в Интернет по заранее приготовленным учителем гиперссылкам, чтобы ответить на вопросы по заданной теме; совершили виртуальное путешествие по Сапун-горе и обозрели из космоса Форт Сталин.
Свои выводы, впечатления и оценки гостям семинара предлагалось изложить в специальной анкете. Самой распространенной была оценка «отлично». «У вас все хорошо! Работаете в ногу со временем!» – обобщила мнение большинства гостей семинара Елена Животова из гимназии № 1 города Мелеуза.
А предложение Натальи Михеевой о сотрудничестве многие восприняли с воодушевлением. «Конечно! Идеи замечательные! Будет просто здорово!» – восклицает Любовь Баукина, учитель гимназии № 14 из Белорецка.
Поддержали инициативу учителей школы № 11 обмениваться опытом использования электронных ресурсов в школьной программе и педагоги из Стерлитамака и Давлеканово.
– Мы надеемся, что нас поддержат коллеги из других городов, – высказала пожелание Наталья Михеева. – Ведь современная смарт-школа немыслима без знания возможностей электронного оборудования, его эффективного применения в учебном процессе.