Театр спасут меценаты27.03.2014

Живешь-живешь в нашем маленьком Ишимбае и не знаешь, какие дела творятся за его порогом. Например, в Стерлитамаке, где находится главный драматический театр юга республики.

Признаюсь честно, до пресс-конференции, которую организовали в Русском драмтеатре для журналистов близлежащих к Стерлитамаку городов, я мало что знала о нем. Однако теперь совершенно точно познакомлюсь с ним поближе. А вместе со мной приглашаю заглянуть за его кулисы и наших читателей, которым, я уверена, не чуждо чувство прекрасного. Тем более что и повод для этого есть – Всемирный день театра.

Перед журналистами выступили директор театра Виктория Замесина и главный режиссер Людмила Исмайлова. Начали они с вопроса, прямо скажем, злободневного: как выживать и развиваться театру в условиях рыночных отношений.

– Бюджетные возможности крайне ограничены, – заметила Виктория Александровна. – Для нас очевидно, что в сегодняшних условиях без меценатской помощи театр развиваться дальше не сможет.

Она рассказала о том, что во всех развитых странах 90% финансирования учреждений культуры происходит за счет средств меценатов. Однако в России это не то что не распространено: меценатства, то есть благотворительности, направленной на поддержку культуры, искусства, образования, у нас практически не существует.

Между тем для самих меценатов вклад в культуру – это, выражаясь молодежным языком, плюс к карме, некое вложение в собственное будущее, в будущее своих детей. Если уж не по кармическим законам, то по законам здравого смысла – однозначно. Ведь именно внимание благотворителей к искусству и культуре, к тому же театру, могло бы значительно улучшить его материальную базу, соответственно, дать возможность для продвижения новых идей, использования необычных сценических приемов, а в конечном итоге – стимул к развитию актерского таланта. Без всего этого угасает интерес искушенных кино-новинками зрителей к театру – одному из древнейших и богатейших в художественном смысле видов искусства.

Особенно болезненно этот процесс проходит в небольших городах, далеко от культурных центров. Даже в Русском драматическом театре Стерлитамака почти все держится лишь на энтузиазме по-настоящему влюбленных в театр, талантливых людей. Здесь регулярно выходят новые спектакли: из последних это «Одуванчик» современного уфимского драматурга Марии Апраксиной, спектакль малой формы «Королева красоты» по пьесе ирландца Мартина МакДонаха.

Выезжает театральная труппа и на гастроли в другие города. В конце апреля актеры из Стерлитамака, например, планируют показать на ишимбайской сцене спектакли для взрослых и детей. Хотя руководители театра честно признаются, насколько это бывает сложно: когда, например, в зале ДК Кумертау зимой температура опускается до семи градусов, актеры при этом вынуждены играть с открытыми спинами, а зрители – сидеть, укутавшись в шубы. Какая уже тут может быть культура...

И все-таки жизнь в театре продолжается. Сейчас здесь вплотную работают над воплощением очень важного проекта: создание системы наушников для тефлокомментирования, чтобы за происходящим на сцене могли следить слепые и слабовидящие люди. А такие среди зрителей тоже есть.

Эксперименты с художественными формами, широкий репертуар, большой актерский талант – все это делает Русский драматический театр Стерлитамака местом, где зритель способен удивляться, радоваться, погружаться в фантазию и возвышаться над будничностью, несмотря на реальные проблемы. Ведь культура не должна быть жалкой!

Вернуться назад