Душа поёт и плачет05.07.2014
Говорят, счастлив тот, кому дано оставить свой след на земле. Картины ишимбайского художника Музафара Усманова хранят его ауру, передают мысли и состояние души живописца. Убедиться в этом можно, посетив выставку, посвященную его памяти и открывшуюся на днях в библиотеке искусств.
Музафар Мустафович Усманов родился в деревне Азнаево. Когда семья перебралась в Салават, начал посещать изостудию. Окончил художественно-графическое отделение Салаватского педагогического училища № 2, а затем Уральский государственный университет им. Горького в г. Свердловске по специальности «искусствоведение». Много преподавал. Вел уроки рисования и черчения в школе, различные кружки на Станции юных техников, работал художником на комбинате «Салаватнефтеоргсинтез» и Ишимбайском машзаводе, занимался архитектурой, создавал эскизы экспозиций для городского историко-краеведческого музея...
Реалистичный подход сделал Музафара Усманова приверженцем классической школы живописи. Он был большим любителем местной природы и выписывал каждый куст, каждое деревце или просто краешек неба, глядящий в зеркальную поверхность воды, с особой тщательностью.
Многие работы Музафара Усманова автобиографичны. Лесоруб, рубящий дерево в зимний день, и маленький мальчик в ушанке на заднем плане. Пожилая чета старожилов башкирской деревни под высоким деревом. Старик у изгороди с устремленным вдаль прощальным взглядом. Эти сюжеты навеяны воспоминаниями о деде художника, участнике Гражданской войны, соратнике Заки Валиди, Ражапе Ибрагимове. Его образ, запечатленный художником в портрете, проникнут глубоким уважением к опыту старшего поколения.
Обращался автор и к башкирской истории. Картина «Салават Юлаев и его соратники», которую художник не решался выставлять при жизни, впервые была представлена на выставке. Высокую оценку зрителей получила и работа «Думы поэта», исполненная в этой же тематике.
Интересны и узнаваемы портреты современников, друзей Музафара Усманова: участника афганской войны Равиля Шайбакова, Александра Масягутова. Художнику удалось выразить скрытые для постороннего глаза черты их характеров, подчеркнуть значимость их образов.
О Музафаре Усманове по сей день говорят как о творческой личности, преданном друге и просто приятном собеседнике, добром и веселом человеке.
Его коллега Геннадий Немчинов считает, что ценность картин художника – в их глубине и близости зрителю:
– Иной раз смотришь на работу и чувствуешь, выражаясь словами одного из художников, что глаза удивляются, а душа молчит. А в работах Музафара она болит, поет, плачет – словом, живет.