В середине апреля мой полис ОСАГО приказал долго жить. Будучи законопослушным автомобилистом, я навестила офис страховой компании «Росгосстрах».
Дальше все было именно так, как меня и предупреждали. В очередь записывают по 500 человек, отмечаются каждый день без пропусков, иначе вылетишь автоматически. Оставался вариант с онлайн-страхованием, и я решила попробовать. На огромных просторах мировой паутины нашла списки компаний, предоставляющих такие услуги.
Зашла на сайт одной из них и заполнила простую анкету, после чего на мониторе высветилась надпись, что «информация не прошла проверку в АИС РСА (автоматизированная информационная система Российского союза автостраховщиков)».
На сайте другого страховщика мне тоже сообщили, что не получено подтверждение от централизованных систем РСА. Позвонив в службу техподдержки, узнала, что введенные данные где-то (в запятой или цифре) отличаются от того, что записано в базе Российского союза автостраховщиков. Мне было предложено еще раз проверить анкету на предмет опечаток. Сайты некоторых страховых компаний подсвечивают желтым те поля, которые не прошли проверку, или прямым текстом перечисляют ошибки. Благодаря этому мне удалось выявить ошибку.
Выяснилось, что расхождения с базой данных заключались в написании модели автомобиля: я указала «Хендай», а во внутренней программе страховой компании принято писать «Хюндай». Были и другие неточности. Так, мой страховой агент при оформлении предыдущей страховки писал, по умолчанию, всем малолитражкам 99 лошадиных сил вместо точных 95, 85 или 91: все равно цена одинаковая. И в базе отразилась весьма приближенная к реальной цифра. Я же указала точное количество «лошадей» под капотом и вновь попала впросак.
Промучившись трудновыполнимой задачей двое суток, вновь обратилась в службу техподдержки. Консультант Дмитрий внимательно выслушал проблему и сочувственно посоветовал:
– Ну что Вы мучаетесь? Возьмите прошлогодний полис и спишите все оттуда. В базе именно те данные, которые забили туда в прошлом году.
– Но там перепутаны номера ПТС (паспорт транспортного средства) и СОР (свидетельство о регистрации), – возмутилась я.
– Зато они совпадают с данными АИС РСА, – невозмутимо ответил консультант.
Подивившись хитросплетениям отечественной системы автострахования, я повторила все неточности почившего в базе полиса ОСАГО и ввела их в анкету СК. С помощью онлайн-калькулятора рассчитала размер годовой страховки с учетом скидок: он был несколько ниже, чем в других компаниях, и это радовало.
Успешно пройдя все этапы проверки, я «зависла» на стадии оплаты услуги, хотя операторы облюбованной мной СК настойчиво уверяли по телефону, что вопросов здесь не возникнет. Пообщавшись на одном из интернет-форумов с товарищами по несчастью, я узнала, что на самом деле страховая компания временно прекратила предоставление услуги автострахования, правда, не афишируя этого момента. Здесь же мне посоветовали несколько других хорошо зарекомендовавших себя страховых компаний, которые быстро и качественно выполняли свои обязательства перед клиентами.
Благополучно пройдя все стадии оформления, я наконец получила по электронной почте электронный полис ОСАГО, распечатала его и закрыла для себя злободневную для всех владельцев транспортных средств тему автострахования.
Правда, осталось небольшое «задание на дом». В ближайшее время мне все же придется появиться в офисе моей СК, чтобы исправить все неточности, которые из-за невнимательности страхового агента были внесены в АИС РСА в момент оформления предыдущего полиса. Иначе не миновать мне придирок, попади я, не дай Бог, в страховой случай. Говорят, большинство компаний снисходительно относятся к подобным несовпадениям, но мало ли что…
Прямая речьОлег АЛЬМАГАНБЕТОВ, руководитель аппарата мест-ного отделения Ассоциации юристов России:
– Согласно п. 7.2 ст.15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа на официальном сайте страховщика в Интернете.
Автовладелец заполняет анкету, сообщая сведения о себе и об автомобиле, страховая компания проверяет данные, делает расчет стоимости страховки, клиент оплачивает ее с помощью банковской карты и получает полис в виде электронного документа на адрес своей электронной почты. Работники ГИБДД могут проверить его через свой компьютер, но лучше все же распечатать документ и возить его с собой.