Как нагреть воду, используя энергию ветра, заставить робота двигаться по лазерным дорожкам, объяснить школьникам правила дорожного движения при помощи дистанционного управления светофорами на макетах улиц? Ответы на эти вопросы знают воспитанники кружка «Техническое моделирование» Дворца детского (юношеского) творчества.
В этом году ребята приняли участие сначала в городском, а затем республиканском этапах конкурса «Ш.У.С.Т.Р.И.К», организованного при участии Академии наук РБ, Ассоциации инновационных регионов России, Фонда поддержки и развития науки РБ. Название конкурса расшифровывается как «Школьник, умеющий строить инженерные конструкции», а задуман он был, чтобы выявить талантливых учеников, вовлечь их в научно-техническое творчество, предоставить будущим инженерам возможность проявить свои способности в решении технических задач.
Если учесть, что еще чуть более полугода назад никто из мальчишек, сидящих по вечерам в кабинете кружка с паяльниками, понятия не имел о техническом моделировании, то заявка на участие в таком масштабном конкурсе стала для них более чем серьезным испытанием.
Ребята прошли его достойно, завоевали в Уфе два вторых места: Иван Кузнецов и Рустам Мукаев – за проект «Дополнение к ветрогенератору для получения тепла с использованием максимальной энергии ветра», а Талгат Хазиев и Александр Кичев – за сконструированный ими прибор для объяснения явлений в молекулярной физике. На городском этапе конкурса «Ш.У.С.Т.Р.И.К» победителем стал Айнур Газизуллин, представивший стенд для объяснения работы драйвера двигателя l293d (робот, идущий на луч лазера – прим. автора).
И в городском, и на республиканском этапе конкурса их работы вызвали живой интерес у членов жюри. Преподаватели технических вузов, доценты на равных общались с ребятами, задавали вопросы, им было по-настоящему интересно то, над чем они работают.
Свои первые шаги в науку мальчишки сделали в октябре прошлого года под руководством Дамира Киньябаева, преподавателя информатики школы
№ 16. Выпускник радиокружка, он с благодарностью и теплотой вспоминает своего учителя – Минигарея Нургалиевича Уметбаева, который привил ему первые технические навыки. Окончив вуз и став преподавателем, Дамир Киньябаев воплотил в жизнь давнюю свою мечту – создать собственный кружок, где ребята занимаются не толь-ко радиоделом, но и техническим моделированием, включающим в себя множество направлений: здесь и робототехника,
и инженерные изыскания.
Всех мальчишек объединяет одно: желание творить чудеса, используя законы физики. А идейным вдохновителем ребят выступает их педагог. Дамир Мирдасович предлагает ребятам различные интересные проекты, которые они в дальнейшем воплощают в жизнь. Пусть пока только в макетах, но в дальнейшем, по словам Киньябаева, их вполне возможно запатентовать и запустить в промышленном масштабе. А теперь и сами кружковцы начали предлагать свои идеи, в полной мере включившись в процесс научно-технического творчества.
И в организацию кружка, и в подготовку к конкурсу наставник ребят вложил немало сил. Это поистине подвижническая работа, за которую Дамир Мирдасович не ждет ни славы, ни денег. Главная задача, которую он ставит перед собой, – отвлечь мальчишек от улицы, компьютера и научить чему-то полезному.
– Сегодня многие дети практически живут в Интернете. А ведь мужчина должен уметь что-то делать руками, а не только кнопки нажимать на клавиатуре, – говорит он.
Глядя на то, с каким упоением и терпением ребята паяют тончайшие проводки, клеят макеты, можно сказать, что педагогу удалось достичь своей цели. А успешный дебют в конкурсе лишь подтвердил правильность выбранного пути, стал достойной оценкой труда и вдохновил на дальнейшую работу. Кто знает, быть может, именно этим мальчишкам предстоит в скором будущем совершить научные открытия и создать нечто такое, что сделает наш мир еще прекраснее?
P.S. Ребята вместе с педагогом и родителями выражают огромную благодарность руководству отдела образования и ДД(Ю)Т за выделенный транспорт для поездки на конкурс.
Квартирный переезд в Уфе. От 350 рублей!