Очистить душу любовью и слезами13.06.2015

Очистить душу любовью и слезамиСпустя два года после открытия на юрматынской земле первой башкирской нефти в рабочем поселке Ишимбаево был создан драматический кружок.

Сейчас это Башкирский народный театр имени Сарвар Сайрановой, который недавно завоевал второе место на региональном фестивале «Золотая юрта» в г. Белебее, поставив спектакль по пьесе Ахата Муртазина «Лейсан».

Вот уже 10 лет театр возглавляет режиссер Розалия Ахметьянова, которая, без преувеличения, дала ему вторую жизнь. Когда она пришла сюда в 2005 году, от творческого коллектива практически ничего не осталось.

Она вновь собирала его – по крупицам. Ахияр Халитов, возглавлявший тогда Дворец культуры, познакомил Розалию с одним из ветеранов театра Альтафом Фатхалисламовым, тот – с Гульнисой Хисматуллиной, тоже игравшей когда-то в спектаклях. Потом подтянулась молодежь.

– Самым сложным и неожиданным было то, что нам сразу же с новым составом пришлось подтверждать звание «народный» уже в 2006 году, – вспоминает Ахметьянова. – Мы выступили тогда с пьесой Нажипа Азнабаева «Прерванная надежда» и добились намеченной цели. Это была первая наша победа.

За минувшие годы значительно пополнился и состав театра, и его репертуар. В коллективе сейчас люди разных возрастов и профессий, но все они личности яркие и талантливые, гармонично дополняющие друг друга.

Альтаф Шарифьянович обладает бесценным опытом, и у него много творческих идей, Гульниса Ахметгазизовна – кладезь мудрости, Фаниль Акназаров – фактурный и самобытный актер. Юлай Аралбаев харизматичен, ярок. Рамиля Асадуллина – мастер создавать неповторимый образ, привнеся в роль личное. Лилия Ганиева легко вживается в любую роль, Эльвира Мухамедьянова – девушка-фейерверк.

Рассказывать о своих актерах, перечислять их достоинства Розалия может до бесконечности.

– А какие пьесы вы ставите? – интересуюсь у руководителя театра.

– Разные. Драмы, мелодрамы, комедии и даже сказки. В числе уже реализованных постановок драматургические произведения Ангама Атнабаева, Наиля Гаитбаева, Ахата Муртазина, Мустая Карима, Нажипа Азнабаева...

Театр за свою историю многократно обновил и творческий состав, менялись и руководители. Но здесь свято хранят традиции, чтят предшественников. Особым ореолом окружен образ Сарвар Файзрахмановны Сайрановой, которая руководила творческим коллективом с 1948 по 1974 годы. И сегодня он с гордостью носит ее имя.

Для каждого из актеров театр – больше, чем просто увлечение. Это способен понять только тот, кто сам хоть раз выходил на сцену и осознал, что сойти с нее уже не сможет.

По признанию Альтафа Фатхалисламова, театром он живет: «На сцене я молодею душой, забываю о годах, болезнях».

Лидия Байгильдина говорит, что, проживая во время спектаклей разные судьбы своих героинь, примеряя их на себя, она открывает все новые и новые аспекты собственной души.

– Когда играла в спектакле «Лейсан», вспоминала своего деда, председателя колхоза, который, как и один из героев спектакля, раздал посевную пшеницу голодным односельчанам и за это был арестован, – говорит Гульниса Хисматуллина. – Он отсидел в лагерях 10 лет. И только тогда я осознала, что испытывали, переживали люди той эпохи, насколько они были смелы, чисты, благородны и мужественны.

Члены театральной труппы вспоминают, что во время этого спектакля многие зрители не скрывали слез, а значит, самодеятельным актерам удалось достучаться до их сердец, заставить сопереживать героям и донести до них самое главное, что они хотели сказать своими образами и игрой. Такое явление в драматургии называют катарсисом, или очищением – высшим достижением актерского мастерства.

Вернуться назад