Слово «помогать» очень емкое по своей сути. В отношении к пожилым людям оно означает не только уборку квартиры, покупку продуктов и лекарств, но и тепло, надежду и уверенность в завтрашнем дне, которую дарят им социальные работники.
В 1988 году в Ишимбае было открыто отделение социальной помощи на дому, сотрудники которого и продукты купят одиноким пожилым людям и инвалидам, и в квартире порядок наведут, и врача вызовут, а еще выслушают, поймут, посочувствуют, посоветуют.
– Наша работа требует огромной выдержки и терпения, – говорит заведующая отделением Жамиля Мунасыпова. – Ведь некоторым пожилым людям, например, нужно подробно и несколько раз объяснять, как принимать лекарство, а еще выслушивать жалобы, сочувствовать и советовать. Один сотрудник отделения обслуживает 11 человек, каждого из которых он посещает не менее двух раз в неделю. Поэтому в нашей профессии не бывает случайных людей.
Впрочем, ответственность, чуткость и терпение не единственные человеческие и профессиональные качества, которыми должны обладать социальные работники. Они должны быть и юридически грамотными. Ведь в их обязанности входит посещение больницы вместе с подопечным, оформление инвалидности по состоянию здоровья, пособий, выплат, компенсаций.
Перечень услуг, оказываемых сотрудниками отделения своим подопечным, регламентирован договором. Однако нередко им приходится выполнять работу, выходящую за рамки этого документа.
– К примеру, пришел социальный работник к пожилому человеку, а пенсионер, которому в этот момент стало плохо, дверь ему открыть не может, – рассказывает Жамиля Нурулловна. – В таких случаях приходится и к соседям обращаться, и ЖЭУ подключать, и МЧС со «скорой помощью» вызывать. А потом сопровождать пожилого человека в больницу или дожидаться родственников.
Не случайно многие пожилые люди так привязываются к социальным работникам, что считают их членами своей семьи. «Как приеду от родственников, меня, пожалуйста, снова прикрепите к Тамаре Насыровой», – пишет в отзыве к акту о проверке качества социальных услуг пенсионерка Антонина Лактионова.
«С приходом Ольги Агаповой открылись двери и раздвинулись стены. Стали доступными магазины и конторы!..» – это уже запись, сделанная инвалидом II группы Валентином Королевым.
Признательны сотрудникам отделения социальной помощи на дому и родственники их подопечных, волею судьбы оказавшиеся далеко от своих родных.
– От души хочу сказать спасибо Розалии Гизатуллиной за заботу о моей маме, – говорит по телефону Земфира Шириязданова, которая живет и работает в Москве. – Она приходила к ней каждый день, убирала, раскладывала лекарство по очередности и часам приема, сопровождала в больницу в Стерлитамак, выхлопотала место в стационаре. Благодаря ей моя мама в последние месяцы своей жизни чувствовала заботу о себе. Замечательно, что в моем родном городе есть такая служба!
Живет в социальных работниках и тяга к знаниям, профессиональному росту. Четверо сотрудников социальной помощи на дому окончили курсы повышения квалификации. Людмила Сливочкина после 18 лет работы в отделении и учебы по заочной форме в Российском государственном социальном университете по специальности «социальный работник» сейчас возглавила стационарное отделение Комплексного центра социального обслуживания населения. Учится в вузе по этой же специальности и Айгуль Бакиева.
Невысокая зарплата, нервная и напряженная работа, ненормированный рабочий день... Но Гузель Магадеева, проработавшая в этой службе 27 лет, уверенно заявляет: «Я люблю свою работу и не представляю жизни без нее!» А Анна Пономарева подхватывает мысль коллеги: «Я счастлива, потому что помогаю людям!»