Поиграйте с ребенком в "слова"14.12.2014
«Через год сын пойдет в школу. Мы начали активно готовиться к этому событию, но меня беспокоит, что словарный запас ребенка пополняется медленно. Посоветуйте, как правильно заниматься с ним дома, чтобы развить и обогатить его речь? С. АНТОХИНА».[/i]
Ответить на письмо нашей читательницы мы попросили учителя-логопеда детского сада № 28 «Родничок» Ирину Попову:
– Грамотная речь ребенка – важное условие его нормального развития, а в дальнейшем успеваемости в школе. Чем внятнее и выразительнее его речь, тем легче ему выразить свои мысли, тем глубже он может познать действительность. И тем правильнее будут формироваться его взаимоотношение со сверстниками и взрослыми, поведение и личность в целом.
Сейчас родители работают с утра до вечера, а придя домой, «уходят» в свои компьютеры, ноутбуки, телевизоры, предпочитая их внутрисемейному общению. Зачастую близкие люди, находясь рядом друг с другом, практически не разговаривают, что не может не отразиться на речевом и общем развитии детей.
При этом ожидания и надежды родителей по коррекции звукопроизношения и развитию речи детей связаны, как правило, только с работой учителя-логопеда. Поэтому довольно часто ему приходится сталкиваться с такими запросами: «Вы специалист, занимаетесь с ребенком по специальной программе, поэтому ждем от Вас соответствующих результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?» И учитель-логопед пытается убедить пап и мам в том, что их роль в речевом развитии малыша очень значима, и все усилия педагога без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны. Ведь дети большую часть своей активной жизни проводят именно с родителями.
Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.
Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, прогулку или необходимость лежать в постели.
Приведу несколько примеров заданий для ребенка:
– какими словами, красками можно описать время года?
– расскажи о предмете: какой он (назвать как можно больше прилагательных или придумать загадки о предметах: «Оранжевая, хрустящая, сладкая, сочная. Что это?» (морковка));
– скажи наоборот (антонимы): веселый – грустный, слабый – сильный и т.д.;
– большой – маленький: цветок – цветочек, дом – домик и т.д.;
– четвертый лишний: огурец, помидор, лук, груша и т.д. Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Предлагайте ему пересказать сказку, мультфильм. Спрашивайте, что больше всего в них понравилось и почему.
Словом, говорите с ребенком, проводите как можно больше времени с ним, внимательно слушая его и отвечая на вопросы. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией, ритуалом, которого малыш очень ждет. И не забывайте хвалить его, это залог будущего успеха!