Умение любить и понимать02.12.2014

Вера Коровина и Альфия Киреева забежали в редакцию на минутку – отдать листочек с информацией к Международному дню инвалидов. Но разговор получился долгий, а после его окончания, как ни странно, горького осадка на душе не осталось.

Учителя-логопеды детского сада № 29 «Аист» говорили о своей работе. Говорили так, словно плотину прорвало. Эмоционально, в унисон и практически в одних и тех же выражениях. Так говорят люди, объединенные одной идеей. А идея у них самая что ни на есть гуманная – воспитание детей, которые не похожи на остальных. Детский сад «Аист» – комбинированного типа: наряду с «массовыми» группами здесь есть четыре коррекционные, каждую из которых посещают более 10 детей с ограниченными возможностями.

Занимаются с ними учителя-логопеды Альфия Киреева, Вера Коровина и Ольга Антохина. Вера Владимировна работает по специальности 15 лет и имеет все основания гордиться результатами своего труда: от первого звука, который ребенок произносит уже после двух недель занятий, до первого места в городском конкурсе «Разноцветная планета». Но одно от другого отделяют годы кропотливого труда. Бывает, весь вечер дома готовишь наглядные материалы, вырезаешь, клеишь, ламинируешь, а утром тщательно спланированный урок может не случиться, потому что у малыша нет настроения, или он не готов воспринимать то, что ему говорит логопед. И тогда остается просто ловить его взгляд, чтобы, поймав, попытаться пробиться сквозь стену, которой тот отгородился от внешнего мира.

В коррекционные группы салаватская (зональная) психолого-медико-педагогическая комиссия направляет детей с нарушениями речи, синдромом Дауна, аутизмом, нарушением интеллекта, задержкой психического развития и другими аналогичными диагнозами. Учителя-логопеды знают особенности каждого из своих подопечных. Если вся группа по просьбе учителя садится на стульчики, а Сережа продолжает лежать на ковре. Уговоры и просьбы бесполезны, они только усилят нежелание ребенка покинуть его зону комфорта, а порой могут вызвать агрессию. Но в конце занятия, когда дети прощаются с учителем, Сережа встанет с ковра и спокойно проговорит весь учебный материал, который усвоил в удобном для себя положении. Попади такой ребенок в массовую школу или детский сад, сами понимаете, сколько педагогических методик сломается о его диагноз.

Дети-аутисты могут быть гениальными в каком-то одном направлении, например, знать всю историю человечества, но абсолютно беспомощны в быту: дойти до детского сада самостоятельно они не в состоянии. А ребята, страдающие синдромом Дауна, или как их еще называют «дети солнца», напротив, хорошо приспособлены к бытовым условиям, они вполне самостоятельны: некоторые даже общаются в социальных сетях, ходят в магазин за покупками. Но чтобы это произошло, маленький человек должен почувствовать полное доверие к педагогу, который поставил перед собой и родителями задачу научить ребенка обходиться набором возможностей, отпущенных ему природой.

Самым сложным бывает убедить пап и мам, что традиционная педагогика в данном случае неприменима, а их ребенок никогда не станет «таким, как все», что он требует иного подхода и, прежде всего, огромной любви. Их нежелание признать очевидное порой дорого обходится маленькому человеку: игнорируя заключение комиссии, такие родители до шести лет ждут, когда проблема «рассосется» сама собой, а перед школой приводят ребенка к логопеду в надежде, что тот исправит все за пару месяцев занятий.

Да, это страшно – услышать, что у твоего малыша особый путь развития, и он нуждается в помощи специалистов-дефектологов. Не каждый готов принять это сразу. Помочь родителям занять позитивную позицию, добиться взаимодействия с ними – вот одна из задач учителя-логопеда. Альфия Киреева, кстати, сама прошла через этот стресс, когда ее старшую дочь направили в коррекционную группу. Учитель-дефектолог по специальности, она все методики отрабатывала на родном ребенке, пока не убедилась, что они дают превосходные результаты. Учителям-логопедам «Аиста» не раз приходилось слышать от благодарных родителей фразу: «На комиссии в Салавате сказали, что нашим логопедам нужно поставить памятник».

А сколько ребятишек, получивших направление в коррекционную группу, после выпуска из садика поступали в обычную, некоррекционную школу! Это ли не признание высокого профессионализма, мастерства, дающее человеку чувство глубокого удовлетворения результатами своего труда. Труда тяжелого, порой изнурительного, требующего полной отдачи сил и знаний. Придя домой вечером, не хочется не только говорить, даже думать порой бывает тяжело. Но дающему воздается сполна. «Такого умения любить, понимать и терпеть не даст мне ни одна профессия, – убеждена Вера Коровина.

– Я на людей смотрю другими глазами, человека принимаю таким, какой он есть, не пытаясь его переделать». Мои собеседницы, возможно, и сами не понимают, что владеют универсальным рецептом счастья. Если бы им умели пользоваться политики и бизнесмены, человечество забыло бы о войнах.

Педагоги детского сада «Аист» не просто создают условия для системного развития возможностей проблемных детей. Они учат детей быть добрее друг к другу, видеть тех, кто нуждается в помощи, и не стесняться эту помощь оказывать. Они готовят общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Устанавливая партнерское взаимодействие с родителями, учителя-логопеды создают комфортную развивающую среду, дающую ребенку чувство психологической защищенности. Возможно, когда-нибудь общество придет к тому, что эти труженики специальной педагогики действительно заслуживают памятника.

Вернуться назад