Жительница Левого берега Алёна Носова обратилась в редакцию «Восхода» от безысходности. В последнее время пенсионерке по состоянию здоровья все чаще приходится ездить в поликлинику № 1, а это четыре пересадки на автобусе каждый день.
Транспортная карта действует лишь в автобусах ГУП «Башавтотранс». Их же на линии с каждым днем все меньше. Поездка коммерческим рейсом обходится дороже, да и не рассчитан бюджет пенсионерки на двойную оплату транспортных расходов. «Положи 400 рублей в месяц на социальную карту, да еще по 15 рублей за каждый проезд на частнике отдай. До каких же пор над пассажирами издеваться будут?!» – в сердцах вопрошает наша собеседница.
Такие звонки в редакции раздаются ежедневно. И мы не раз обращались к руководству тогда еще Ишимбайского автотранспортного предприятия с просьбой объяснить причины сбоев в работе системы пассажирских перевозок. Руководство АТП либо отмалчивалось, либо отговаривалось тем, что это не его уровень решения проблем. Обратившись уровнем выше, к руководству ГУП «Башавтотранс» в Уфе, мы также ответа на свои вопросы не получили.
Когда ИАТП перешло в ведение Салаватского филиала «Башавтотранса», редакция «Восхода» запросила ответ на больной вопрос у нового руководства данной организации. Директор Салаватского пассажирского автотранспортного предприятия – филиала ГУП «Башавтотранс» Станислав Шутов сослался на нерентабельность большей части ишимбайских городских маршрутов и по старой доброй традиции вновь кивнул на вышестоящую инстанцию. В вышестоящую инстанцию в лице генерального директора ГУП «Башавтотранс» РБ Алексея Клуга обратились не только мы, но и начальник отдела потребительского рынка, услуг и предпринимательства администрации муниципального района Ильдар Хасанов.
В беседе с корреспондентом «Восхода» он пояснил, что в июне текущего года депутаты Совета МР приняли решение, упорядочивающее организацию пассажирских перевозок на территории города и района. Были введены такие понятия, как «перевозка пассажиров по тарифам, регулируемым правительством» и «перевозка пассажиров по тарифам, устанавливаемым самими перевозчиками». В первом случае речь идет о социальных тарифах, во втором – о коммерческих.
На сегодняшний день ГУП «Башавтотранс» РБ – единственное автотранспортное предприятие, тарифы которого утверждает правительство. Кроме того, оно единственное возит наших пенсионеров по льготным единым социальным билетам. Это значит, что за перевозку льготных категорий пассажиров предприятие получает дотации из республиканского бюджета. Например, человек пополнил транспортную карту на 400 рублей и ездит по ней целый месяц. Разницу, которую он «накатает» сверх этой суммы, ГУП «Башавтотранс» получит от государства.
Поскольку организация перевозок пассажиров в нашем муниципальном районе сейчас возложена на отдел потребительского рынка, услуг и предпринимательства, руководство отдела направило в СПАТП – филиал ГУП «Башавтотранс» договор с графиком движения маршрутов, утвержденным Советом МР.
В ответ была получена иная редакция транспортного договора, из которого как нерентабельные исключили маршруты №№ 4, 7, 11, 12.
– Мы ответили, что категорически с этим не согласны: либо принимайте нашу редакцию, либо пишите протокол разногласия с договором, – говорит Ильдар Рашитович. – Протокол они не составили, началась банальная переписка.
Переписка длится до сих пор. В нее уже вовлечен упомянутый выше генеральный директор ГУП «Башавтотранс» РБ Алексей Клуг, который, по словам Ильдара Хасанова, на просьбу повлиять на ситуацию ответил письмом, весьма далеким от темы.
Руководство отдела потребительского рынка, услуг и предпринимательства направило письмо в Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, чтобы там вмешались и повлияли на ситуацию. Пока люди продолжают жаловаться на ненадлежащее качество предоставляемых транспортниками услуг, Салаватское ПАТП письменно известило Ишимбай о закрытии в связи с нерентабельностью еще двух автобусных маршрутов – №№ 8 и 9.
– Они ссылаются на то, что им дотации не дают вовремя, поэтому они терпят убытки, – поясняет Ильдар Хасанов. – Мы просим открыть нам бухгалтерию, дать цифры, чтобы было с чем обратиться в Минфин. Как орган местного самоуправления мы имеем такое право. Но кроме отписок пока ничего не получили.
Держателей социальных транспортных карт перипетии отношений муниципалитета и «Башавтотранса» волнуют мало. Рано или поздно ведомства договорятся. Пока же этого не произошло, пассажирам придется приспосабливаться к реалиям сегодняшнего дня. А они таковы, что конкурс на организацию коммерческих перевозок в городе выиграло ишимбайское ООО «Партнер». В дополнение к социальным маршрутам у нас будут ходить автобусы этого частного предприятия. Условно это будет выглядеть примерно так: проедет социальный автобус, за ним три коммерческих и снова социальный.
В самое ближайшее время ишимбайцы станут участниками пилотного проекта ОАО «Башкирский регистр социальных карт», который позволит ООО «Партнер» осуществлять пассажирские перевозки и по единой транспортной карте тоже.
А вот кому данные новшества не понравятся, так это нелегальным перевозчикам – автобусам с буквой «с» на маршрутных табличках. Они лишатся права осуществлять перевозки пассажиров в Ишимбае. Задержание такого автобуса сотрудниками ГИБДД на линии повлечет за собой составление протокола, наложение административного штрафа, если потребуется – передачу дела в суд. Процедура эта долгая, но необходимая.
Потому что легальный перевозчик в соответствии с заключенным договором обязан обеспечить выход на линию исправного транспорта, прохождение водителем медицинского осмотра. Тогда как частники, в большинстве своем, в первую очередь заботятся о прибыли, а не о безопасности и комфорте пассажиров.