За их плечами остались тысячи километров дорог, сотни тонн перевезенных грузов. Но никуда не исчезло шоферское братство водителей большегрузов, объединившихся в инициативную группу ветеранов-камазистов автоколонны № 1838.
А начиналось все в декабре 1976 года, когда Ишимбайская автоколонна № 1838 получила первые большегрузные КамАЗы, через год – еще 17 автомобилей. А к концу 80-х годов ишимбайский автопарк КамАЗов составлял уже более 200 единиц транспорта.
Автоколонна по всем показателям была передовой в ГУП «Башавтотранс», обслуживала все организации города, колхозы и совхозы района. Большая заслуга в этом – руководителей тех лет: начальника автоколонны Александра Шибина, главного инженера Александра Капошко, заместителя начальника по эксплуатации Галима Аллагулова.
Грузовые автомобили осуществляли перевозки по всему Советскому Союзу, прокладывали дороги на Севере, обустраивали нефтяные месторождения Западной Сибири. Труд водителя был престижен и уважаем, он требовал самоотверженности, крепкого здоровья и взаимовыручки. Всякое бывало в их работе: бессонные ночи в уборочный сезон, бездорожье, очереди на элеваторах, зернотоках, свеклопунктах, месяцы в отрыве от семьи, отсутствие бытовых условий в поле.
Коллектив славился семейными династиями. А по инициативе начальника автоколонны и администрации города была заложена улица Автомобилистов, где земельные участки под строительство дали многим молодым водителям и рабочим, получившим безвозмездные ссуды и возможность бесплатно воспользоваться услугами грузового транспорта предприятия. Во многом это заслуга ныне здравствующего почетного гражданина Ишимбая Александра Капошко.
По его инициативе молодой водитель Раис Хисматуллин в 1977 году защищал честь автоколонны в первенстве «Башавтотранс» в классе Зил-130В и в 1980 году – на Всесоюзных соревнованиях «Большой приз КамАЗа» среди молодых водителей в Набережных Челнах. Впоследствии он выступал на зональных состязаниях в Челябинске и Нальчике и был награжден медалью «За трудовое отличие».
В 1988 году бригада водителей КамАЗов-самосвалов участвовала в ликвидации последствий землетрясения в Армении. За самоотверженный труд Яков Сумароков был награжден орденом Дружбы.
В 1992 году автоколонна № 1838 начала осуществлять международные грузоперевозки. Одним из первых водителей, получивших разрешение на перевозку грузов из-за рубежа, стал Юрий Тарасов, впоследствии награжденный Почетной грамотой Министерства автомобильного транспорта России. В числе первых грузов было оборудование для пекарни «Дока Хлеб», привезенное в совхоз «Нефтяник» из Венгрии Валентином Брайцевым и Анатолием Замесиным.
Помнят ветераны-водители и легенду автопредприятия – Раиса Хасанова, 49 лет отработавшего в автоколонне, кавалера двух степеней ордена Трудовой славы, орденов «Знак Почета» и «За заслуги перед Отечеством», полученных из рук Президента РБ.
– С годами мы поняли, что нам, бывшим водителям большегрузов автоколонны № 1838, нужно держаться вместе, чтобы сохранять связь и помогать друг другу, – говорит Раис Хисматуллин. – И тогда мы с Николаем Горшениным предложили создать инициативную группу ветеранов-камазистов.
Вот уже шестой год бывшие водители большегрузов собираются в кафе «Уют», ранее носившем символическое название «Придорожное», делятся последними новостями, желают друг другу здоровья, вспоминают ушедших товарищей, радуются встрече. На их подготовку, кстати, тратится немало сил и средств. Зачем? Раис Хисматуллин отвечает просто: «Чтобы вместе легче было жить и помнить!»