Дорожная проблема традиционно обостряется каждой весной. В этом году дороги республики оказались совсем уж в удручающем состоянии.
Почему так вышло? Попробуем разобраться.
Наведем порядокМинувшая зима была теплой. По данным синоптиков, в республике было зафиксировано более 60 колебаний температуры воздуха через нулевую отметку — от минуса к плюсу и обратно. Средний же показатель таких переходов по итогам многолетних наблюдений — не более 10 за сезон.
Подобные резкие перепады, усугубляющиеся дождем и снегом, негативно сказались на состоянии дорог, вызвав многочисленные локальные разрушения.
— Это самая плохая ситуация для автомобильной дороги, когда тающая вода попадает в трещины, потом замерзает, разрывает полотно, но это не оправдание, — заявил Глава республики Рустэм Хамитов во время недавней «прямой линии» на телеканале «БСТ».
— Сейчас задача — быстро залатать эти дыры. Это первое и самое простое. Такую работу в течение апреля и первой половины мая надо сделать.
Второе — мы должны активно продолжать работать над тем, чтобы строить нормальные дороги. Здесь у нас, наверное, самые большие проблемы.
Строят плохо, не из того материала, из которого можно. Контроль осуществляется в недостаточном объеме по строительству дорог.
Развелось много шабашников, которые не владеют технологиями, не умеют строить и, тем не менее, выходят на дороги, побеждают в конкурсах.
Третье — нужны современные технологии. У нас нет нормальных добавок в асфальтобетон, которые помогали бы сопротивляться температурным переходам и сохранять дороги. Вместо высокопрочного щебня кладут гравий, глину — экономят, воруют.
В этой части работы по наведению порядка очень много. Один я не справлюсь. И наш Госкомитет по дорожному строительству тоже в одиночку эту задачу не решит.
Мы все вместе должны включиться в работу по наведению порядка на наших дорогах. Должны быть и транспаранты с указанием того, кто строит. Мы с этого года будем требовать их установки. Это первое.
Второе — любая форма активности, которая направлена на улучшение ситуации на дорогах, будет поддерживаться. Важно, чтобы это были современные методы с использованием видеокамер.
Дорожники должны понимать, что сытное и беззаботное время для них завершилось. Пусть они напрягутся, затянут пояса и наведут порядок на наших дорогах. Потому что, действительно, стыдно, неприятно и опасно. Общими усилиями мы порядок наведем.
Машин все большеНо то, что сегодня происходит на дорогах, — это не следствие одной лишь теплой зимы и недобросовестной работы.
По мнению руководителя Службы весового контроля РБ Тимофея Азарова, нужно менять политику эксплуатации дорог.
В 90-е годы основные грузоперевозки с железной дороги перешли на автомобильные, а должного контроля за эксплуатацией дорог до сих пор нет.
— Географически Башкортостан находится в центре России, — подчеркнул Азаров. — Через республику проходят основные трассы.
Наши дороги испытывают колоссальную нагрузку тяжеловесного транспорта. Ущерб, который наносится транспортом республики, составляет всего 14-18 процентов.
Основной урон причиняет транзит. При этом лишь 37 процентов дорог на территории республики защищено весовым контролем. 70-80 процентов транспорта идет с перегрузом.
Примеры для подражанияВпрочем, есть в республике и хорошие дороги. Это, к примеру, экспериментальные участки на трассе Уфа — Инзер — Белорецк — их строили по современной технологии с применением гранулированного бетоновяжущего добавления и с укладкой асфальтобетона.
Отличная дорога, выполненная по американской технологии, есть в Демском районе Уфы. К сожалению, это исключения из правил. Дело в том, что текущие требования позволяют буквально экономить на качестве.
— Существующие ГОСТы на материалы имеют слишком широкий диапазон характеристик, а производитель может взять за основу нижние границы и формально соответствовать требованиям, — отметил в своем докладе председатель Госкомитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству Ильяс Муниров.
Чтобы изменить ситуацию, Госкомитет РБ по транспорту и дорожному хозяйству разработал новые стандарты на битумы и асфальтобетонные смеси.
— Перечисленные стандарты будут включены как рекомендуемые в технические задания при проведении аукционов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, — сообщил Муниров.
— Мы уверены, что применение высококачественного битума при устройстве покрытий автомобильных дорог позволит существенно продлить их срок службы.
Глава республики поставил четкую задачу — навести порядок на дорогах, усилить контроль за качеством строительных и ремонтных работ. Сделаем все, чтобы выполнить ее.
Состояние дорог — на контроле у общественностиКачество дорог в республике инспектирует Региональное отделение Общероссийского народного фронта в рамках федерального проекта «Убитые дороги».
— В регионах, в том числе и в нашей республике, проводятся федеральные рейды по проверке состояния дорог, — рассказывает руководитель рабочей группы Николай Фадеев.
— Выявленные общественностью дорожные дефекты направляются в администрации городов и районов республики. С их учетом составляются графики проведения ямочного ремонта.
Чтобы выявить наиболее сложные и аварийные участки дорог, в марте «фронтовики» провели социологический опрос.
О плохих дорогах сообщали жители Уфы, Нефтекамска, Стерлитамака, Дюртюлей, Салавата, Ишимбая и других городов и районов республики. По этой информации были проведены рейды.
К примеру, в Мелеузе по результатам замеров размеры большинства ям превышают нормативы. А больше всего нареканий со стороны активистов вызвало дорожное покрытие моста.
По мнению Николая Фадеева, населению небезразлично, по каким дорогам ездить и ходить. Недобросовестные подрядные организации бьют по кошельку каждого жителя республики.
Хорошо, что люди не просто сетуют на власть, а что-то делают, чтобы изменить ситуацию. Например, снимают и выкладывают ролики, как асфальт укладывается в лужи, и тому подобное. Это во многом помогает уличить в халатном отношении к работе недобросовестных исполнителей.
Активисты продолжают держать ситуацию на контроле и в середине мая планируют провести повторные рейды, чтобы оценить объемы и качество проведенных работ.
— Проблема кроется в отклонении от технологии как при строительстве дорог, так и при их эксплуатации. Поэтому просим максимальное внимание властей уделять контролю за качеством выполненных работ.
Если есть отклонения от нормативов и технологий, взыскивать с подрядчиков неустойки и требовать выполнять ремонт заново и за свой счет, — говорит Николай Фадеев.
Осторожно, ямы!Что делать, если из-за ямы или колдобины на дороге был поврежден автомобиль? Во-первых, нужно определить, соответствуют ли они нормам дорожного покрытия.
Согласно ГОСТ 50597-93, размеры ям, выбоин, посадок полотна не должны превышать по длине 15 сантиметров, ширине — 60 сантиметров и глубине — семи сантиметров. Ямы больших размеров должны быть ограждены и обозначены дорожными знаками.
— Если ваше авто получило повреждения, угодив в яму, обязательно нужно вызвать сотрудников ГИБДД, — советует руководитель Уфимского общества защиты прав потребителей Тимур Урманов.
— И чтобы позже отстоять свои интересы в суде, придется собрать доказательную базу. Необходимо сфотографировать место происшествия.
Постараться сделать съемку так, чтобы были понятны размеры ямы, указать на снимке дату. Когда приедут сотрудники ГИБДД, следует составить с ними подробную схему происшествия.
Затем необходимо выяснить, кому принадлежит данный участок дороги (за информацией можно обратиться в районную администрацию), и подать иск в суд. Обычно требования возмещения убытков в суде удовлетворяются.
Какие дороги отремонтируют в республике в 2016 годуТрассы регионального и межмуниципального значения — более 400 км. Это 158 участков, протяженностью от 0,5 до 16,3 километра каждый. Самые крупные участки:
— Уфа — Бирск — Янаул, на участках км 33,0 — км 35,9; км 39,6 — км 53,0 — 16,3 км (Благовещенский район);
— западный объезд г. Уфы, на участке км 33,00 — км 48,7 — 15,7 км (Кушнаренковский район);
— Мелеуз — Сыртланово, на участке км 0,25 — км 15,90 — 10,3 км (Мелеузовский район).
Полный список доступен на сайте Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству:
transport.openrepublic.ru.
Из Дорожного фонда республики на ремонт региональных и межмуниципальных трасс выделят 7,2 млрд. рублей, на дороги местного значения — 3,7 млрд. рублей.
Трассы федерального значения:— Р-240 Уфа — Оренбург, на участке км 27+00 – км 37+000 (правая и левая стороны) — 9,9 км х 2;
— Уфа — Оренбург, км 98+500-10+000 — 3,3 км;
— Р-240 Уфа — Оренбург, на участке км 90+000 – км 98+500 (правая и левая стороны) — 8,4 х 2 км;
— Р-240 Уфа — Оренбург, на участке км 79+000 – км 80+200 (правая и левая стороны) — 1,5 х 2 км;
— Р-240 Уфа — Оренбург, км 115+000 – км 120+000 — 5,1 км;
— Р-240 Уфа — Оренбург, км 172+000 – км 178+000 — 6,6 км;
— М-5 «Урал», участок км 1344+000 – км 1353+000 — 7,9 км.
На ремонт, содержание и реконструкцию федеральных трасс выделяется 7,1 млрд. рублей из федерального бюджета.
Материалы подготовлены редакцией ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан».