Легче предотвратить, чем исправлять11.06.2015

Легче предотвратить, чем исправлять28 совершенных подростками в нашем муниципальном районе преступлений, административные и уголовные дела по которым поступили в судебное производство в первом квартале текущего года, – тревожный сигнал. В чем причина такого положения дел?

Инспектор подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) Отдела МВД России по Ишимбайскому району Альфия Юсупова видит проблему в том, что отсутствует профилактика преступлений со стороны семьи и школы, которые зачастую склонны умалчивать о фактах асоциального поведения подростков.

– К тому же с малолетними правонарушителями мы поступаем подчас слишком лояльно, – говорит она. – Например, когда комиссия по делам несовершеннолетних принимает решение о направлении подростка в тот или иной закрытый коррекционный центр, школа зачастую дает ему положительную характеристику. А ведь правонарушитель, почувствовавший свою безнаказанность, – это с большой долей вероятности завтрашний преступник.

К тому же изоляция от семьи, по мнению Альфии Дамировны, – самое ощутимое наказание для подростка, который, как правило, начинает задумываться о своем поведении и совершенных им поступках. В специальных коррекционных образовательных учреждениях юношам и девушкам помогают не только встать на путь исправления, но и получить ту или иную профессию, чтобы в дальнейшем успешно адаптироваться в социуме. Конечно, к такой мере наказания приходится прибегать в крайних случаях, когда все другие способы образумить подростка уже исчерпаны.

Причины роста подростковой преступности Альфия Юсупова видит в отсутствии контакта между детьми и родителями, слабой воспитательно-профилактической работе, проводимой в учебных учреждениях. Полиция же – это, по ее мнению, карательный орган, и не правильно рассматривать ее как инструмент воспитания подростков.

Ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних Оксана Хохрина, напротив, убеждена, что участковые и инспекторы ПДН должны вести постоянную профилактическую работу с подростками в учебных заведениях.

– В основном преступления совершаются юношами в возрасте 17-18 лет, – говорит Оксана Станиславовна. – То есть подростковый период уже закончился, и молодые люди идут на противозаконные деяния сознательно.

Кроме того, известно, что на момент совершения серьезного правонарушения двое парней находились под домашним арестом, поскольку ранее уже отметились в качестве участников преступления. А это уже пример недостаточной профилактической работы правоохранительных органов.

В числе причин роста подростковой преступности Оксана Хохрина называет также снижение уровня работы классных руководителей. Раньше они знали семью каждого своего ученика, посещали их регулярно на дому, проводили много воспитательных мероприятий.

Определенную роль в поддержании общей дисциплины в классе играл и родительский комитет. Взаимодействие родителей и педагога давало возможность предотвращать правонарушения подростков на ранних этапах.

Сейчас же классные руководители зачастую ограничивают свою работу с «трудными» детьми составлением сигнальной карточки, которая ставит профилактические органы в известность о социально опасном положении подростка и его семьи.

Заместитель директора по воспитательной работе СОШ № 3 Надежда Мартынова считает основной причиной создавшейся ситуации отсутствие взаимосвязи семьи и школы, отсутствие в большинстве школ социальных педагогов и психологов.

Выход из сложившейся ситуации ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и инспектор ПДН видят в правильной организации досуга несовершеннолетних. «Подросток должен быть занят, ведь безделье и бесконтрольность неизбежно ведут к преступлениям», – в один голос утверждают они.

Оксана Хохрина также считает, что необходимо возродить институт наставничества: к каждому ребенку, совершившему правонарушение, должен быть прикреплен взрослый из подразделения по делам несовершеннолетних для проведения индивидуально-профилактической работы.

Наверное, в каждом высказанном мнении есть своя весомая доля правды. А между тем ситуация остается тревожной. И разрешить ее можно, не перекладывая ответственность друг на друга, а только совместными усилиями органов системы профилактики правонарушений и преступлений, образовательных учреждений и родителей.

Вернуться назад