Только представьте себе: вы входите в полуосвещенный музейный зал под звуки курая и мунажата – лирического напева-сказания – и оказываетесь под пристальным взглядом, словно живых, глаз медленно вращающихся на подиумах манекенов красавиц в уникальных национальных нарядах разных периодов истории башкирского народа.
Пока все это только в планах, но Владимир Бессаренко, хранитель Ишимбайского общественного музея этнографии «Юрматы», уверен, что его совместный с администрацией города Салавата проект в октябре будет реализован, и в стенах местного историко-краеведческого музея откроется выставка «Башкирская красавица».
Почему не в Ишимбае? К сожалению, в наших учреждениях культуры пока нет возможности разместить полностью всю экспозицию и обеспечить гарантированную сохранность экспонатов.
А об их ценности говорит тот факт, что большая часть коллекции общественного музея этнографии хранится в Оренбургском казачьем войске и коммерческих банках.
Кто она, башкирская красавица?Владимир Иванович не одно десятилетие посвятил изучению богатейшего наследия культуры племени Юрматы, восстановлению образа башкирской красавицы, в частности, рода Азнай.
Возрожденные этим человеком и его единомышленниками национальные костюмы и украшения демонстрировались на выездных экспозициях, представлялись в этнодеревне «Ватан» в рамках культурной программы саммита стран БРИКС и ШОС в Уфе.
– Мы часто слышим словосочетание «башкирская красавица», но до сих пор в большинстве своем имеем поверхностное представление о том, кто она, какой была, с чем ассоциировался образ женщины у башкир, в частности, юрматынцев, – говорит Владимир Иванович.
– Многолетние скрупулезные исследования, проведенные волонтерами нашего музея, позволяют понять это и наглядно представить.
Уверен, что наша уникальная экспозиция, практически не имеющая на сегодня аналогов, вызовет интерес у представителей всех возрастов и национальностей.
Платье, головной убор и украшения башкирской женщины имеют свои особенности, по которым знаток может как по открытой книге прочитать, к какому роду она принадлежит, безошибочно определить ее возраст, социальное положение, статус.
В свое время наряд женщины буквально аккумулировал богатства и сокровища семьи, рода, племени. По некоторым историческим данным, вес серебряных и золотых украшений наряда башкирки 18-го века достигал 16 килограммов.
Вождями были... женщины На сегодняшний день волонтерами музея «Юрматы» восстановлено более 20 комплектов праздничных женских украшений, которые сформированы по возрасту, семейному положению и племенной иерархии.
Исследуя некоторые артефакты, реставраторы пришли к неожиданному выводу. Например, что 2500 лет назад народом управляли... женщины. Им полагались и самые красивые украшения. И самый ценный металл той эпохи – медь – мужчины отдавали своим вождям-женщинам.
В археологии такой гарнитур известен под названием «Портупея Кара-Абызской культурной общности». На нашей земле эта культура просуществовала более 800 лет.
Полный материал доступен в № 77 от 23 сентября газеты "Восход".