Лишь двое из 700 участников географического диктанта, который прошел в Уфе на базе БашГУ и в БГПУ им. Акмуллы, смогли набрать 100 баллов.
Среди них педагог ишимбайской школы № 19, почетный работник общего образования РФ Наталия Серякова. Мы встретились с Наталией Вениаминовной, чтобы узнать секрет ее успеха.
– Почему Вы выбрали эту профессию?– С ранних лет увлекалась приключенческой литературой, книгами о путешествиях. Я училась в Петровской школе, уроки географии у нас вела Ания Аслямовна Кутлуева, сумевшая привить нам бесконечное уважение и любовь к своему предмету. Благодаря ей и решила после окончания школы поступить на географический факультет БГУ.
– Вы преподаете географию уже 25 лет, из них 18 – в 19-й школе. Случались ли разочарования, было ли желание поменять профессию?– Да, в самом начале, когда были маленькими мои дети, приходилось тяжеловато. Я несколько раз задумывалась о том, не поискать ли другую работу.
Но в то же время осознавала, что все трудности временные, позже все пройдет, все наладится. Так и случилось: втянулась в учебный процесс и больше ни разу не жалела о выбранном пути.
– Изменились ли знания детей по предмету за последние годы?– В пятом и шестом классах интерес детей к географии довольно большой, ведь в этом возрасте они очень любопытны.
А вот потом, с седьмого по девятый классы, в силу возрастных особенностей школьников, как правило, активность в изучении предмета у них снижается.
Но в старших классах ребята вновь начинают интересоваться этой наукой. Ежегодно 5-7 человек выбирают географию в качестве дополнительного предмета при сдаче ОГЭ по окончании девятого класса и один-два человека – при сдаче ЕГЭ.
Кроме того, каждый год в среднем один выпускник поступает либо на географический факультет республиканского или российского вуза, либо выбирает близкие к данному предмету направления – экологию, геодезию, метеорологию.
– Что Вы делаете для того, чтобы повысить интерес к своему предмету?– Я много беседую с детьми о красоте родного края, но одних слов недостаточно. Поэтому мы вместе ходим в походы, ездим на экскурсии в Уфу, посещаем памятники природы, например, пещеру Салавата Юлаева.
В числе обязательных мероприятий – восхождение на Торатау. Со старшеклассниками веду исследовательскую деятельность. В прошлом году ученики десятого класса Динар Мухаметкулов и Аделина Григоренко провели огромную работу по исследованию реки Тайрук и разработке туристического маршрута нашего района.
Еще я веду геологический кружок в школе, ежегодно мы с детьми участвуем в полевой геологической олимпиаде. Использую также возможности Интернета, ведь в социальных сетях сейчас очень много приложений, рассказывающих об удивительных уголках нашей планеты.
Сегодня детей невозможно отгородить от виртуального мира, и нужно использовать этот момент с пользой для них. Я придумываю и даю им различные задания по темам, которые можно встретить в Сети, и они ищут информацию с удовольствием.
– С какими трудностями в преподавании предмета сталкиваются сегодня учителя географии?– Это прежде всего недостаточное количество часов для изучения предмета, особенно на начальной ступени. В шестом классе география изучается всего один час в неделю, в седьмом – два часа.
А ведь шестиклассники находятся как раз в том возрасте, когда происходит активное познание окружающего мира, у них интерес к изучению географии и других школьных предметов еще очень высок.
На мой взгляд, большинство людей, в том числе и тех, кто управляет образованием на самых верхних его этажах, не до конца понимают значение географии в познании окружающего мира.
– Результат географического диктанта в целом оказался весьма скромным. Так, средний балл среди тех, кто писал его в БашГУ, составил 52 балла, в БГПУ – 62. Как Вы считаете, почему?– Потому что были даны вопросы, ответов на которые нет в обычном учебнике. Понадобились дополнительные знания, которые я, например, смогла приобрести, готовя своих учеников к олимпиадам.
Так, в прошлом году мой подопечный Антон Крылов стал участником Всероссийского этапа олимпиады по географии, показал результат очень близкий к призовому.
Это была огромная работа нескольких месяцев, и, как оказалось, проделанная не зря. Мне самой отвечать на диктанте было нетрудно, на все ушло минут 30.
– Любите ли Вы путешествовать?– Конечно, люблю! С семьей, друзьями путешествуем на автомобилях по родному краю, красотой которого я не перестаю восхищаться. Есть у нас и любимые места, например, Аслы-Куль.
За границей я тоже была, но много лет назад, а сегодня мечтаю посетить страны Европы и Китай.
В то же время я считаю, что любой большой путь начинается с малой родины, поэтому искренне верю, что краше нашей России и Башкирии нет!
Стараюсь привить это мировоззрение своим ученикам, научить их бережному отношению к природе родного края.