"Ледовый поход"

05.02.2016 / В городе и районе, Экономика
"Ледовый поход"Многие ишимбайцы, наверное, обратили внимание на громадину в форме ракеты, которую несколько месяцев транспортировали по трассе Уфа-Оренбург. Как оказалось, это огромный реакторно-регенерационный блок для ОАО «Газпром нефтехим Салават».

Масштабы оборудования поражают воображение: диаметр, по разным сведениям, от 7 до 10 м, вес порядка 685 тонн.

Поскольку по железной дороге доставить его невозможно, везли по шоссе специальным автопоездом. Масса поезда составила 118 тонн, длина 65 метров, ширина 6,6 метра. Средняя скорость транспортировки, как у пешехода – примерно 5 километров в час.

Оборудование изготовлено в Германии компанией MAN Diesel&Turbo. В Башкирию блок ехал несколько месяцев. Из Дрездена он сначала прибыл в Санкт-Петербург, затем по воде его доставили в Уфу.

Кстати, ремонт мостов на трассе от столицы республики до Салавата во многом связан именно с перевозкой этого груза: было укреплено 12 из 17 стоящих на пути следования мостов.

Блок предназначен для строящегося комплекса каталитического крекинга. Его строительство позволит увеличить производство товарных бензинов, соответствующих требованиям ЕВРО-4 и ЕВРО-5, и создать около 150 рабочих мест. Комплекс намерены ввести в эксплуатацию в 2017 году.

Мы поинтересовались, практиковались ли ранее подобные грузоперевозки на башкирских дорогах. И оказалось, что нечто подобное, пусть и не в таких гигантских масштабах, имело место быть в истории индустриализации края.

Освоение ишимбайских нефтяных месторождений в 1930-х годах дало толчок зарождению города Ишимбая, а после войны – и Салавата. Население окрестных сел активно включилось в процесс индустриализации.

«По бездорожью, на измученных лошадях завозились десятки тонн нефтяного оборудования, – писала газета «За пятилетку» в те годы. – Задания выполнялись не меньше чем на 150 процентов…»

Подлинной эпопеей в летописи индустриализации Ишимбая стала перевозка котла для электростанции Ишимбайской ТЭЦ.

По воспоминаниям старожилов, записанным лет 10 назад корреспондентом стерлитамакской районной газеты «Сельская новь» Раисой Илькиной, котел, изготовленный где-то в центре страны, решено было доставить в Ишимбай… на лошадях.

Ну, не от центра страны, конечно, а от станции Раевки, куда его довезли на поезде. Встал вопрос о транспортировке котла до Ишимбаево (тогда это была башкирская деревня).

Прикинув все возможные варианты, инженеры остановились на гужевом транспорте. Так было принято решение тащить котел на санях.

Заказ на изготовление оборудования был выполнен еще летом. Но нефтяники попросили изготовителей попридержать его у себя до зимы.

Котел еще только ехал по рельсам, а селяне колхоза «Яна аул» с. Аллагуватово уже готовили подводы для перевозки груза.

Надо сказать, аллагуватовцы и доселе активно помогали нефтяникам. Для бесперебойного обеспечения рабочих хлебом колхоз построил две пекарни, которые работали круглосуточно, без выходных.

Так что нефтяники были всегда с хлебом. Колхоз помог и стройматериалами: у селян был свой кирпичный завод.

Для нефтяников построили баню, разбили сад, заложили огород, чтобы снабжать их свежими овощами и фруктами.

А когда для укрепления бурильных колонн при бурении скважин потребовалась белая глина, колхозники выделили 40 подвод. Глину возили аж из Стерлибашевского и Мелеузовского районов.

И вот новый клич: помочь с доставкой котла. Пока состав был в пути, аллагуватовцы вместе с нефтяниками уже подготовили подводы, оборудовали деревянные сани-платформу для перевозки котла.

Для осуществления уникальной операции привлекли целый табун лошадей! Часть маршрута должна была пройти по скованной ледяным панцирем Белой.

Предстояла работа не только масштабная, но очень опасная. Ведь каким бы крепким ни был ледяной покров, он мог проломиться под тяжестью многотонного груза.

У канатов поставили самых опытных, сильных людей, чтобы, если не дай Бог проломится лед, перерубить их, и если не котел, так хоть лошадей спасти. Не то вместе с котлом уйдут под воду.

Четыре дня продолжалась поистине уникальная по тем временам операция по доставке котла. Где по снежному полю, где по ледяной глади тянули лошади многотонный груз.

И когда стокилометровый путь остался позади, ликовали все: и колхозники, и нефтяники. А участников этого «ледового похода» наградили фуфайками и устроили им хороший праздничный обед.

А что же колхоз? Нефть мало добыть. Ее надо переработать. После войны началось строительство нефтеперерабатывающего предприятия в г. Салавате (тот самый «Газпром нефтехим Салават»).

Еще в первой половине 1970-х на фоне полыхающих факелов нефтехимического гиганта можно было увидеть последние избушки деревни Аллагуватово.

Впрочем, «деревни», пожалуй, скромно сказано. Когда-то она могла потягаться, с иными райцентрами. По переписи 1965 года в Аллагуватово проживало 3483 человека. 1139 человек – в Малом Аллагуватово. Плюс Новопестровский (Кожак), Кызыл Аул, Куч, Юрматы, Карлыкуль.

К 1975 году от них не осталось и следа. Сегодня там раскинулись цеха гиганта нефтеперерабатывающей промышленности.

…По последним сведениям, в конце января автопоезд с блоком добрался до въезда на территорию завода «Газпром нефтехим Салават».
 
  • Похожие новости
  • Комментарии
  • Поделиться ссылкой
К 30-летию ИСХЗКК 30-летию ИСХЗК
31 декабря коллектив Ишимбайского специализированного химического завода катализаторов, выросшего на производственной площадке ИНПЗ, отметит 30-летие... Подробнее
К 83-й годовщине открытия башкирской нефтиК 83-й годовщине открытия башкирской нефти
Уважаемые нефтяники, ветераны нефтедобывающей промышленности! Уважаемые ишимбайцы!... Подробнее
Город, прославленный трудом поколенийГород, прославленный трудом поколений
В минувший вторник ишимбайцы отметили 75-летие любимого города. В этот день Ишимбай с рабочим визитом посетили Глава Республики Башкортостан Рустэм... Подробнее
Традиции - славные, планы - большиеТрадиции - славные, планы - большие
Хотя и принято считать, что история энергетики нашего края берет начало вместе с зарождением нефтяной отрасли (1932 год), все же есть у коллектива... Подробнее
Энциклопедия - наука жизниЭнциклопедия - наука жизни
К 75-летию Ишимбая научно-издательский комплекс «Башкирская энциклопедия» (г. Уфа) готовит к выпуску энциклопедию, посвященную нашему городу и району.... Подробнее
Имя:*
E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Сколько зеленых кружочков?: *
html-ссылка:


BB-cсылка:


Прямая ссылка

Сайт МР Ишимбайский район Агентство по печати и средствам массовой информации РБ