Предложения экспертов и общественности Башкортостана к законопроекту о добровольном изучении родных и государственных национальных языков в школах вошли в специальное Постановление Госдумы. В документе, который был принят параллельно с внесением изменений в ФЗ «Об образовании» в первом чтении, закреплены все предложения национальных республик. Они будут рассмотрены парламентариями во втором чтении.
Законопроект был внесен в Госдуму во исполнение поручения Президента страны. Главный его посыл — добровольность изучения родных государственных языков по личным заявлениям родителей или законных представителей. Это связано с созданием единого образовательного пространства на территории России.
Инициатива была с беспокойством встречена в национальных республиках. Вопрос сохранения родных языков, развития их, разработки новых современных методик преподавания стал предметом пристального внимания региональных властей.
В Башкортостане главой республики был принят целый пакет документов, гарантирующих возможности развития национальных языков. Параллельно, как только законопроект об изучении родных языков был внесен в Госдуму, в республике была создана рабочая группа, в состав которой вошли депутаты Госдумы, Госсобрания РБ, эксперты регионального министерства образования и Рособрнадзора. С участием юристов после обсуждения с общественностью эксперты подготовили предложения к данному законопроекту от региона. Они были направлены в Госдуму за подписью премьер-министра Правительства РБ.
В нижней палате Федерального Собрания, чтобы пресечь попытки перевести принятие новеллы в политическое русло, также была создана рабочая группа по работе над данным законопроектом. В ее состав вошли депутаты от национальных республик, Башкортостан в ней представила Зугура Рахматуллина.
«Все предложения от Башкортостана были услышаны законодателями и вошли в отдельное Постановление Госдумы, которое гарантирует внесение этих поправок в законопроект ко второму чтению», — рассказала Зугура Рахматуллина.
В частности, Башкортостан предложил оставить изучение родных языков в обязательной части образовательных стандартов.
Второй важный момент, который тоже вошел в документ, — разработка концепции национального образования. Её нет и никогда не было в Российской Федерации.
Третье предложение от региона — формат подачи заявления о добровольном изучении родного языка. По мнению региональных экспертов, такое заявление достаточно писать один раз на уровень образования, а не ежегодно.
«Вот эти предложения региональное правительство направило в адрес Госдумы. На итоговом заседании думской рабочей группы с приглашением Министерства просвещения Российской Федерации, Рособрнадзора, депутатов, представителей Администрации Президента страны было решено принять Постановление Госдумы параллельно с законопроектом в первом чтении. Чтобы ко второму чтению была ясность, была конкретика, были учтены требования всех национальных регионов, общественников, национально-культурных объединений», — пояснила парламентарий.
В Постановлении, по словам депутата, есть пункт о создании федерального Фонда поддержки родных языков. «Для качественного обучения языкам нужны учебники, которые входят в федеральный реестр. Такая литература есть только у Татарстана и Башкортостана (с первого по четвертый класс), во многих регионах таких учебников нет. Для их издания нужны большие организационные и финансовые средства. Фонд, создание которого закреплено в Постановлении Госдумы, будет заниматься и помощью регионам в лицензировании учебников, в разработке учебных программ».
Законопроект, прежде чем стать законом, проходит долгий путь, и в окончательном варианте будут учтены мнения всех экспертов и регионов. Депутаты от Башкортостана сделали очень много, чтобы в итоговом документе Госдумы была отражена позиция многонационального народа республики.