Обнаруженное международной экспедицией изображение двугорбого верблюда (бактриана) в пещере Шульган-Таш (Каповой) — единственное не только в России, но и в мире.
Уже не первый год здесь ведутся работы по очистке и реставрации стен пещеры под руководством опытного специалиста из Франции Эудальда Гуиламета, известного по исследованиям в других пещерах мира, где сохранилась палеолитическая живопись.
В прошлые годы команда реставратора и его помощников расчищала разные залы Каповой пещеры от граффити и надписей, следов рук современников. В этот раз специалисты занялись участком, где находится панно «Лошади и знаки», в зале Хаоса, и продолжили реставрационные работы, начатые в 1970-е годы экспедицией О.Н. Бадера. Тогда под слоем кальцита появились черты, которые могли быть похожими на антропоморфа, и несколько линий, похожих на ноги.
«Мы продолжили работы по снятию слоя, и у антропоморфа начали появляться горбы. Оказалось, что это чудесный верблюд — единственное в своем роде пещерное изображение не только в России, но и в мире, — рассказал Эудальд Гуиламет. — Вы, несомненно, можете быть горды своей уникальной пещерой».
В древнейшем искусстве каменного века верблюды редки — они есть лишь на гравировке мамонтового бивня в Западной Сибири, а также в пещере Хойт-Ценкер Агуй в Монголии.
Уран-ториевое датирование образца кальцитового натека части данной композиции в Каповой пещере показало временной интервал от 14 до 37 тысяч лет назад. Эта находка ставит пещеру Шульган-Таш на тот же уровень, что известные пещеры мира — Альтамира в Испании, Ласко, Шове, Арси-сюр-Кюр во Франции. Рисунки бактриана из Шульган-Таша уже оценили центры палеолита в Европе.
Ученые также рассказали, что может означать изображение верблюда в Каповой пещере.
«В указанный период климат на территории Южного Урала был более суровым и холодным, что может рассматриваться как благоприятный фактор для расширения ареала обитания верблюдов. Тундро-степные пространства были значительно большими, чем сейчас, активнее рассекали лесные массивы. Следовательно, верблюды имели больший ареал обитания, чем ныне. Они соседствовали с мамонтами, шерстистыми носорогами и другими животными, чьи образы составляют изобразительный ряд искусства ледниковой эпохи и представлены в пещерной живописи Шульган-Таш», — считают специалисты.
Исследования специалистов Института археологии: фиксация изображения в инфракрасном, ультрафиолетовом диапазонах уже показали, что краска рисунка приготовлена путем смешения красной охры и угля. Центральная часть изображения более насыщенного бордово-красного цвета, боковые — оранжевого. По всей видимости, компонент угля, который дает более насыщенные тона, по бокам вымылся. Открытые ранее соседние изображения геометрической трапеции выполнены таким же пигментом, другие — иными красками.
«Техника исполнения рисунка очень совершенная, пропорции идеальные, формы изображенного животного — правильные, первый горб круглый, второй слегка квадратный, небольшие шерстинки на животе представлены в виде точек. Художник был неплохим, его можно поставить в один ряд с Леонардо да Винчи, — предположил Эудальд Гуиламет. У автора рисунка были четкие идеи в голове. Судя по всему, он рисовал по памяти и видел не одного верблюда, а гораздо больше. Он даже позволил себе некоторые вольности — черную линию под подбородком».
«В России больше нет памятника такого уровня яркости изобразительного материала, как Капова пещера, где представлен устойчивый репертуар образов: набор геометрических знаков, лошади, мамонты, шерстистые носороги, и каждый рисунок уникален, — рассказала ученый секретарь Института археологии РАН Екатерина Дэвлет. — Но то, что мы сейчас увидели, это только некоторые части картины. Возможно, руки реставратора в ближайшем будущем раскроют те тайны, которые скрыты под слоем кальцита».
Дальнейшие реставрационные работы с панно «Лошади и знаки» продолжатся в мае-июне 2018 года. Эудальд Гуиламет предположил, что рядом с обнаруженным верблюдом могут находиться и другие не менее интересные изображения. Так, в последний день работы экспедиции ученые сделали небольшую пробу и на участке 5 на 5 см увидели черную и красную линию — элементы других новых рисунков.
Как рассказал директор Научно-производственного центра по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Башкортостан Данир Гайнуллин, в настоящее время идет большое антропогенное воздействие на пещеру Шульган-Таш. Сейчас микробиологи изучают, насколько губительно для ее микроклимата посещение туристами.
Возможно, в ближайшем будущем придется продумать вопрос, как безболезненно ее законсервировать. Ранее было запланировано построить при пещере историко-культурный музей, где будет находиться копия некоторых полостей Каповой. Проект уже прошел госэкспертизу, строительство начнется в следующем году.