На Ишимбайском заводе транспортного машиностроения, который сейчас является машиностроительной компанией «Витязь», Радий Хабиров начинал свою трудовую карьеру учеником фрезеровщика в далеком 1981 году.
«Такие необычные ощущения. Вспоминаю, как это было: очень рано приходишь на работу, предприятие начинало свою работу в 7.20. Здесь все настоящее, люди настоящие, металл настоящий», — рассказал врио главы Башкортостана журналистам после того, как осмотрел цеха предприятия.
Основанный в 1977 году, завод остается единственным в России производителем уникальных плавающих двухзвенных гусеничных транспортеров ДТ «Витязь». Без преувеличения, ишимбайские вездеходы известны всей стране. «Газпром», «Лукойл», «Транснфеть», и Минобороны России – это неполный перечень заказчиков продукции ишимбайского завода. Когда воочию видишь эти огромные машины, понимаешь, что им не страшны ни суровые условия Арктики, ни болотистая местность Западной Сибири или непроходимая тайга Дальнего Востока. За время своего существования в Ишимбае было выпущено более 3500, в этом году — 60 машин.
Эта махина, словно былинный герой, ничего не боится. «Витязь» весом под 28 тонн в полном снаряжении создавался в соответствии с самыми суровыми климатическими условиями. На себе этот двухзвенный гусеничный вездеход может утащить до 30 тонн груза и доставить его в самую глухую точку.
Российская армия использует «Витязи» в условиях суровой Арктики. В 2017 и 2018 году транспортеры ДТ-10ПМ принимали участие в арктических экспедициях Министерства обороны. Им покорились побережье моря Лаптевых – от поселка Тикси до мыса Святой Нос, проливы Дмитрия Лаптева и Санникова, остров Котельный и архипелаг Новая Земля.
«Витязь» своевременно и качественно выполняет государственный оборонный заказ. В рамках диверсификации предприятие довело долю гражданской продукции в общем объёме производства до 40%. В результате разработанной Корпорацией программы технического перевооружения в течение двух лет завод сможет существенно увеличь качество выпускаемой продукции», — рассказал Радию Хабирову во время экскурсии по заводу генеральный директор АО «НПК «Уралвагонзавод» Александр Потапов.
Руководитель Башкортостана считает, что «Витязь» — это мощь и надежда российской державы. Предприятие показало пример, как нужно выживать в тяжелые годы.
«Здесь сегодня работает 1500 человек, за него стоит держаться и поддерживать, есть востребованность продукции, я признателен своим коллегам, которые здесь работают. Предприятие может рассчитывать на господдержку, мы ее обсудим на следующей неделе во время встречи с министром промышленности России. Для развития нужен хороший займ под льготный процент», — рассказал журналистам Радий Хабиров.
Всю мощь «Витязя» глава республики и гости предприятия смогли оценить, когда вездеход, наклонившись градусов на 60, унесся на высокой скорости, оставляя за собой снежную пыль.
«Даже самое ухабистое поле не способно остановить мчащегося со скоростью около 40 км/ч «Витязя», — рассказал агентству «Башинформ» один из водителей-испытателей Юрис Нигматуллин. — Нашей крошке без разницы, что преодолевать. И камни, и болота, и грязь воспринимаются вездеходом как ровное дорожное полотно. Правда, чтобы им управлять, нужна специальная подготовка».
Машины сохраняют работоспособность при температуре окружающего воздуха от минус 50 до плюс 50 градусов по Цельсию.