Зачем "Витязю" летать?27.06.2014

Зачем "Витязю" летать?День изобретателя и рационализатора давно уже не отмечается так широко, как это было в советскую эпоху. Почему так произошло? Насколько сейчас востребованы Кулибины на производстве? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили главного конструктора ОАО «МК «Витязь» Александра ИЛЬИНА.

– Александр Иванович, не кажется ли Вам, что сейчас мы используем термины «изобретательство» и «рационализаторство» больше по инерции?

– Если я правильно понял вопрос, Вы желаете узнать, не прошлый ли это век и не пора ли нам все это забыть? Я так не считаю.

Изначально изобретательство и рационализаторство вовлекало всех членов трудового коллектива в процесс улучшения условий труда и производства, усовершенствования выпускаемой продукции. К сожалению, теперь приходится говорить об этом в прошедшем времени. Но ведь во всем мире сейчас набирает популярность именно такое участие работников в улучшении производственных процессов, а значит, повышении качества выпускаемой продукции. В качестве таких примеров можно привести известные японские компании, где все строится на принципе улучшения каждый день – пусть хоть капельку, но движение к лучшему. Непрерывное развитие – сегодня лучше, чем вчера. Получается как в известной поговорке: все новое – хорошо забытое старое!

– Александр Иванович, Вы трудитесь на «Витязе» более 30 лет, 16 из них – в качестве главного конструктора. Как пережили вместе с предприятием лихие 90-е? Тогда, наверное, совсем не до изобретений было?

– Я пришел на завод в 1983 году после окончания института – по распределению. Многое вместили в себя эти три десятилетия. В 90-е и зарплату месяцами не давали, и по полгода работы просто не было, были вынуждены сидеть по домам. Страха какого-то не испытывал, но была обида за то, что годами накапливаемый бесценный опыт в одночасье оказался никому не нужен, все разваливалось, а ты ничего не мог сделать. Но была уверенность, что черную полосу сменит светлая, работа нашего специализированного конструкторского бюро будет вновь востребована.

– Какие конкретные примеры изобретений по вашему предприятию можете привести?

– За два последних года у нас запатентовано по одному изобретению, авторы которых – сотрудники специализированного конструкторского бюро (СКБ). Конечно, по сравнению с советскими временами немного. Но следует учесть и тот факт, что раньше в СКБ трудилось под 200 человек, соответственно, происходил переход из количества в качество – и по изобретениям и рацпредложениям. Да и задор был совсем другой, не все было к рублю привязано, как сейчас. Всего же за время существования завода было получено два десятка патентов на изобретения и внедрено несколько сотен рационализаторских предложений.

Сейчас в СКБ трудятся 35 человек, в том числе работники, трудовой стаж которых составляет более 30 лет. Это В.К. Микалуцкий, А.И. Шапин, В.А. Виноградов, Е.К. Васильева, Р.А. Никитина, А.Г. Шершукова.

– Что представляет собой молодежь, приходящая на смену старожилам СКБ?

– Не раз бывало, когда в этот кабинет я приглашал молодых коллег для обсуждения какого-то вопроса, я ловил себя на мысли: «Это они будут делать машину будущего, причем сделают еще лучше. По-другому им время не позволит».

Нам в 1983 году даже в голову не могло прийти, что через два десятка лет чуть ли не каждый человек будет носить в кармане персональный компьютер и с его помощью общаться со всем миром. Наступает эпоха умных машин, и молодежь разбирается в этом лучше, чем мы. Уверен, нас ожидает качественный скачок в развитии конструкторской мысли.

– Александр Иванович, давайте пофантазируем о вездеходе «Витязь» будущего. Каким Вы его себе представляете через много лет? Ездить-плавать он научился и прекрасно это делает. Настало время летать?

– Нет, летать точно не будет. Любая универсальность приводит к усложнению, следовательно, к удорожанию и снижению надежности. «Витязь» продолжит выполнять те же функции, которые сейчас на него возложены – перевозка грузов и людей в труднопроходимых местах, где хорошую дорогу, как ни старайся, не проложишь, да и нельзя ее строить, например, в тундре. Главное внимание будет уделено экологическим показателям вездехода, чтобы постараться сохранить в первозданном виде земные поверхности, по которым он будет передвигаться. Мы и так уже много чего разрушили в природе, и освоение новых пространств без нанесения ущерба для нее – это важная ступень развития и человека, и планеты в целом.


Вернуться назад